Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Природные явления

Опубликовано 19.10.2022

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Природные явления».

В занятии  даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков, дождя, стихи о дожде, примеры составления цепочек слов, опыт " домашнее облако". Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)  «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

см. Презентацию

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Задачи:
•    -  Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
•    - Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.
•    - Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
•    - Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры.

Предварительная работа:
•    Беседа с детьми о значении воды
•    Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
•    Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
•    Чтение сказки «Капитошка». Путешествие воды».
•    Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
•    Проведение отдельных  опытов с водой  (состояния воды, свойства воды)
•    Дидактическая игра «Кому нужна вода», «Приметы осени» , «Найди ошибку»
•    Рисование
•    Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
•    Презентация  на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
•    Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

Оборудование и материалы:
Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.
Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.
Интерактивная доска, краски, кисти, вата, губки, салфетки .Музыкальный центр с дисками.
Воспитатель: 

Дети, отгадайте загадку.                                                                                                        
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле  (дождь).                                                                           Звучит музыкальная запись: звуки дождя.
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал, да поливал,
Всех под зонтики загнал (дождь).
Воспитатель: «Откуда дождь пришёл?» (читает стихотворение)
-Кому нравится дождь и почему?
-Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет оно.
( Б. Заходер)

Кому ещё нравится дождь?
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут  поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки ,куры, утки ,индюки.
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем  под  дождём!
( Александр Введенский)

Воспитатель: Дети, что же такое дождь? (ответы детей)                                                
- Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.
 «Какие бывают дожди?»
Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)
Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.
 Если дождь мельче его называют моросью.
-Какие ещё бывают дожди?
 Грибной дождь - самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”
(слайд №1)
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат
Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.
(слайд №2)
Косой дождь - дождь  при сильном постоянном ветре.
(слайд №3)
Воспитатель: Какой бывает дождь? (ответы детей)
Стихотворение «Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем  лил, стеной  стоял.
Барабанил, травы  мял.
Дождь  слепой  и  проливной
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный  и  спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей
(О.Григорьев.)
 
Физкультминутка
Капля раз, капля два,
Капля медленно, сперва -
Кап, кап, кап, кап
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
А зонтики раскроем
От дождя себя укроем.
 
 «Какие бывают облака?»
  Воспитатель:
-Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»
-Почему он так называется?
 
На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и
охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.
 Воспитатель:                                                                                                                              
Облака, облака - кучерявые бока.
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.
- Вы видели  облака? На что они  похожи? (ответы детей)
Я видела такую картину:
Облако за облаком
По небу гналось:
За облаком-мишуткой-
Облако-лось
А ветер гонит, гонит
Торопит облака.
То с налёта тронет,
То шевельнёт слегка…
 
Давайте пофантазируем.
Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.
Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский  Слова: С. Козлов
-Расскажите о том, что вы видите? (ответы детей)

Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются,  и сколько в них содержится воды.

Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.
Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.
(слайд №4)
Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.
(слайд №5)
Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они  выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания.   
(слайд №6)                                                                                                                   
Игра «Цепочки слов»    
Например:
дождь-лужа-земля-трава-цветы-деревья-яблоки-сок-человек-работа-деньги-еда-магазин-покупатель-продавец-покупатель-продавец-пакет-машина-дом-холодильник-лёд-вода….
Вода–река–море-водопад – туча – дождь – лужа – ручей – речка – Волга - Россия…
Капля - роса-туман-солнце - пар-туча - дождь – вода – лужа- ..     Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали, что же такое дождь и какие бывают облака! А, кто же нам сообщает о погоде?
Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята……….
(ответы детей - метеорологи.)
(слайд № 7,8,9,10)
Метеоролог – это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды. Прогнозы метеорологов - нужны в самых различных целях: для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д., для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам, в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов, и даже в градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома). А еще прогнозы помогают и всем нам, простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.
А , как они это делают? Давайте , вспомним .                                                              ( ответы детей - они определяют ее по приборам)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды?
(слайд №11,12)
(ответы детей - термометр и флюгер)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр?... ( ответы детей - для определения температура воздуха) А, флюгер зачем необходим?... ответы детей - для определения направления ветра).
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода? ... ( ответы детей -,чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.)
Воспитатель: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду сами и собрали множество примет, которые им в этом помогали . Сейчас я зачитаю вам несколько примет.  

    
Приметы:
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
   
Приметы и поговорки октября:
 
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем".
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Знать осень в октябре по грязи.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Дидактическая игра "Приметы осени" (детям показываются изображения осенних примет).
Цель:
• Уточнять представления детей об основных приметах осени.
• Учить составлять предложения по опорным схемам.
• Развивать мышление, воображение.
Игра «Найди ошибку» .Демонстрация картинок с ошибочными изображениями осенних примет.
Цели:
• Исправление детьми ошибок на картинке.
• Развитие внимания, памяти, речи,
• Логического мышления.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, можно ли изобразить облака? (Да.) Как это можно сделать? (Их можно нарисовать.) Каким способом мы можем их нарисовать? (Ладошкой, губкой, пальцем.) Давайте сначала каждый из вас нарисует облако своим пальчиком в воздухе. (Дети рисуют облака в воздухе). А вот художник нам нарисовал небо и попросил, чтобы мы помогли ему и нарисовали облака. Каждый из вас будет рисовать, чем захочет, кто ладошкой, кто пальцем, кто кисточкой или губкой.  Мы нарисовали с вами облака. Посмотрите, какое у нас получилось небо красивое. По небу плывут различные облака. Наши облака имеют различные формы. А посмотрите внимательно и скажите на что или на кого похожи ваши облака? (Выслушиваю ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а у меня еще есть одно облако , но я хочу вам сказать ,что оно волшебное .Прежде чем узнать, почему же оно волшебное, давайте посмотрим мультфильм и вы  сразу все поймете (просмотр мультфильма «Земляничный дождик»).

Сюрпризный момент в виде тучки и конфетного дождя!

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.