Цель – формирование у детей экологической грамотности.
Программные задачи: обучающие
- расширять представления детей о животном и растительном мире планеты;
см. Презентация
- продолжать учить детей устанавливать связи по общим и различным признакам: внешнего вида животных, особенностей строения организма, с местом обитания.
- исключать природные объекты из ряда.
мотивационные
– осознание того, что человек – часть природы.
воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и природным объектам.
развивающие
- формировать умения и желания активно беречь и защищать природу, развивать творческое воображение и коммуникативное общение.
здоровьесберегающие
– здоровье человека находится в прямой зависимости от экологии планеты Земля,
диагностические
– определение знаний об экологических системах, взаимосвязей внутри природы.
Оборудование:
Мультимидийное оборудование; сигнальные карточки, карточки-модели.
Ход занятия.
Организационный момент.
Слайд №1 Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое узнать.
Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины и поставьте ноги вместе.
Слайд №2 Вот Земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нем:
Слайд №3 И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Ребята, сегодня мы узнаем, где живут животные.
II Работа над темой занятия:
1 часть.
Ребята, кто относится к животным, какие группы? (ответы детей). Слайд №4,5,6,7. Правильно. Это – звери, птицы, насекомые и рыбы.
Послушайте, что сказал знаток природы, писатель Михаил Пришвин: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
2 часть
. Слайд №9
Для каких животных и растений – земля является домом? По каким признакам произошло это объединение?
Слайд №10
Вода, которая занимает большую часть поверхности Земного шара, чьим домом является? Почему рыбы и обитатели рек и морей могут жить в воде? Слайд №11
Кто считает воздух своим домом и почему? Слайд №12
Еще есть одна группа животных, они называются – земноводные. Догадайтесь, почему они так называются? Назовите их. Слайд №13
Посмотрите на этот слайд. Давайте проверим, правильно вы назвали общие признаки? Слайд №14
3 часть.
У животных, которые живут на земле, есть свое место обитания. Посмотрите на карту в атласе. Какие цвета на суше? (ответы детей) Как вы думаете, что обозначается желтым, оранжевым, зеленым, коричневым цветом? (ответы детей). Слайд №15
Ребята, давайте поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать их и поднимать сигнальные карточки с цветом, где они обитают: голубой это лед, снега, синий - вода, зеленый - лес, луга, желтый - степи, оранжевый - пустыни, коричневый - горы.
Слайд №16 Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь,
С льдины прыгает на льдину и ревет.
(белый медведь)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам,
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них - на семь суток! (верблюд)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара, (лиса)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - (осьминог).
Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад, (рак)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много разных желудей, (дуб)
Он летает высоко,
Видит очень далеко.
Свое гнездо в камнях он свел
Скажите, кто это. (орел)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?
В вперевалочку со льдин
К нам идет. (пингвин)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Скрашен в гневе этот зверь. (рысь)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох)
У нее во рту пила.
В глубине она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)
Через море- океан,
Плывет чудо-великан,
Посреди – фонтан. (кит)
Вьется веревка,
Слайд №29 На конце – головка. (змея)
Слайд №30 Отдых нам - физминутка, занимай свои места.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
4 часть.
Слайд №31 А теперь, другая игра, которая называется «Третий лишний». Будьте внимательны.
Слайд №32 Морж - заяц - тюлень.
Слайд №33 Крокодил - горный козел - орел.
Слайд №34 Медуза - волк - кит.
Слайд №35 Верблюд - скорпион - пингвин.
Слайд №36 Буревестник - ласточка - альбатрос.
Слайд №37 Водоросли - осина - сосна.
Слайд №38 Кактус - подснежник - колокольчик.
Слайд №39 Одуванчик - лишайник - василек.
Слайд №40 Зебра - жираф - дельфин.
Слайд №41 Слон - лев - кабан.
Слайд №42 Дятел - кукушка - чайка.
5 часть.
Ребята, у каждого животного есть своя отдельная квартира. Я буду называть животного, а вы – где он живет. Слайд №43
Лиса – нора, медведь – берлога, ласточка – гнездо, мышка – норка, волк – логово, скворец – скворечник, собака – конура, курица – курятник, белка – дупло, пчела – улей, муравей – муравейник, бобер – хатка, лягушка – болото, паук - паутина.
Слайд №44
Ребята, установите соответствие между животными и средой обитания, объясните свой выбор.
III Заключительная часть.
Слайд №45 Ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на ней есть жизнь, и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно, же, люди, то есть мы с вами.
Наша планета Земля очень щедра и богата. Ее нужно беречь.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее ни кому не дадим.
Будем беречь птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.