Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с глобусом: закрепить знания детей о вращении Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца. Почему глобус разукрашен в разные цвета - знакомство с новым материалом.
2. Продолжать учить детей устанавливать связи: климат, месторасположение с обитанием растений и животных, по общим и различным признакам исключать природные объекты из ряда.
3. Расширить представления детей о животном и растительном мире планеты.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и природным объектам.
Оборудование:
Глобус, иллюстрации с изображением Арктики и Антарктиды, океана и моря, гор, равнины, низменности - леса, луга, возвышенности - пустынь; сигнальные карточки, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Слайд №1 Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое узнать.
Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины и поставьте ноги вместе.
Слайд №2 Вот Земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нем:
Слайд №3 И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Ребята, сегодня мы узнаем, почему глобус разукрашен в разные цвета.
II Работа над темой занятия:
1 часть.
Ребята, это как вы уже знаете глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Слайд №4 На прошлом занятии мы говорили о вращении Земли. Как вращается Земля? Что происходит на Земле, когда она вращается? (ответы детей)
Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, есть ли на ней суша, много ли на планете воды. Давайте рассмотрим глобус повнимательнее. Какие цвета вы видите на нем? (ответы детей)
2 часть
А теперь вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом,
Наш шар земной.
Правильно, потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода. Посмотрите на атлас-карту, как распределена суша и вода на Земле. Слайд №5,6 Вода на Земле, что это такое? (ответы детей)
Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, если услышите слово, обозначающее воду, хлопните в ладоши.
Слайд №7 Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным, ставший вмиг...
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь...
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Воды на планете много, но пресной воды, пригодной для питья, значительно меньше, поэтому воду надо беречь, не загрязнять ее бытовыми отходами и
мусором.
Слайд №8 За сутки, с самой тоненькой струйкой, из крана может вытечь в канализацию 150 л. воды. Посмотрите на экологический знак, что он
Слайд №9 обозначает? (ответы детей) Давайте расскажем стихотворение.
Вот мы с вами поговорили о воде на нашей планете. А как называется Слайд №10 другая часть, расположенная на Земле? (ответы детей)
3 часть.
Правильно, суша. Посмотрите еще раз на карту в атласе. Какие цвета на суше? (ответы детей) Как вы думаете, что обозначается желтым, зеленым, коричневым цветом? (ответы детей)
Планета Земля - это дом для всех: растений, животных - зверей, рыб, насекомых, птиц.
Ребята, давайте поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать их и поднимать сигнальные карточки с цветом, где они обитают: голубой это лед, снега, синий - вода, зеленый - лес, луга, желтый - степи, пустыни, коричневый - горы.
Слайд №11 Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь,
С льдины прыгает на льдину и ревет.
(белый медведь)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам,
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них - на семь суток! (верблюд)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара, (лиса)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - (осьминог).
Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад, (рак)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много разных желудей, (дуб)
Он летает высоко,
Видит очень далеко.
Свое гнездо в камнях он свел
Скажите, кто это. (орел)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?
В вперевалочку со льдин
К нам идет. (пингвин)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Скрашен в гневе этот зверь. (рысь)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох)
У нее во рту пила.
В глубине она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)
Через море- океан,
Плывет чудо-великан,
Посреди – фонтан. (кит)
Вьется веревка,
На конце – головка. (змея)
Отдых нам - физминутка, занимай свои места.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
4 часть.
Слайд №12 А теперь, другая игра, которая называется «Третий лишний». Будьте внимательны.
Слайд №13 Морж - заяц - тюлень.
Слайд №14 Крокодил - горный козел - орел.
Слайд №15 Медуза - волк - кит.
Слайд №16 Верблюд - скорпион - пингвин.
Слайд №17 Буревестник - ласточка - альбатрос.
Слайд №18 Водоросли - осина - сосна.
Слайд №19 Кактус - подснежник - колокольчик.
Слайд №20 Одуванчик - лишайник - василек.
Слайд №21 Зебра - жираф - дельфин.
Слайд №22 Слон - лев - кабан.
Слайд №23 Дятел - кукушка - чайка.
5 часть.
Когда вы пойдете в школу, вы будете изучать такую науку, как география, и работать с контурными картами. Сейчас мы поучимся работать Слайд №24 с картой. Вам нужно раскрасить поверхность глобуса, где находится вода.
III Заключительная часть.
Слайд №25Ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на ней есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно, же, люди, то есть мы с вами.
Наша планета Земля очень щедра и богата. Ее нужно беречь.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее ни кому не дадим.
Будем беречь птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.