Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Психологические особенности дошкольников с Общим Недоразвитием Речи

Психологические особенности дошкольников с Общим Недоразвитием Речи

Опубликовано 10.06.2019

Подготовила воспитатель коррекционной группы: Иванова Н.А.  (2019 г.)                
1.     Дошкольник к 6-7 годам должен овладеть универсальными учебными действиями и интегративными качествами, необходимыми для обучения в школе.

Нарушения речи приводят к «значительному замедлению темпа развития неречевых психических функций, по сравнению с нормой», отклонением в эмоционально-волевой сфере, к деформации в развитии личности.

Пристальное внимание при изучении детей с ОНР уделяется нарушениям внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия.

При общем недоразвитии речи, мышление детей имеет свои особенности констатируют нарушения: наглядно-образного, словесно - логического мышления, в особенности аналитико-синтетического деятельности. Так же таким детям свойственна низкая осведомлённость об окружающем мире.

Эти дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию, легко теряют конечную задачу.

У этих детей не только речевое недоразвитие, но и страдает психическая деятельность, что способствует затруднению его с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, скованности к неловкости моторики.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характера взаимоотношений ребёнка с окружающими, что проявляется в заниженной самооценке, проявлениях тревожности и агрессивности разной степени выраженности, коммуникативных трудностях из-за несформированности средств общения.   

Как справедливо отмечает Тарасова Н.В. на современном этапе развития коррекционной педагогики, психологии и логопедии накоплен достаточно обширный материал по коррекции речевых нарушений детей с ОНР, однако практическое решение проблемы психологического сопровождения остаётся открытым.

Становится очевидным, что для детей с ОНР не подходят общепринятые программы психологического сопровождения в дошкольных учреждениях, так как они не учитывают основные психологические особенности детей с речевой патологией.

2. Очевидно, что основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками с ОНР должны быть:
- психомоторное развитие (дыхательные упражнения, растяжки, самомассаж, межполушарное взаимодействие );
- развитие когнитивных процессов (тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие, пространственные представления, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное, словестно-логическое и образно-схематическое мышление, воображение);
- развитие коммуникативной сферы (установление взаимоотношений со взрослыми и детьми, навыки сотрудничества);
- развитие графических навыков;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие основных мыслительных операций (навыков анализа и синтеза, группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умение работать по инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

3.   Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно-развивающего действия:
-предметно-манипулятивные;
-двигательно-экспрессивные;
-изобразительно-графические;
-музыкально-ритмические;
-вербально-коммуникативные.

При этом коррекционно-развивающая работа должна быть основана на комплексной деятельности педагога-психолога и учителя логопеда, подразумевающей создания единого-образовательного пространства предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию детей, имеющее общее недоразвитие речи.

Коррекция психо-речевого развития должна носить не только комплексный, но и системный характер, т. е. проводиться с момента поступления ребёнка в специализированную группу ДОУ, что как правило происходит в возрасте 5-7 лет. Из этого следует, что срок реализации коррекционно-развивающей работы составляет два года с момента зачисления в старшую группу детского сада и продолжается до перехода ребёнка в школу. Построение коррекционно-развивающей работы для каждого возраста (5-6 лет и 6-7 лет) ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и учитывает возрастные особенности психического развития детей.

4.  В ходе коррекционно- развивающей работы решаются следующие задачи:
 -развитие познавательной активности детей;
-развитие общеинтеллектуальных умений, приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
-нормализация познавательной деятельности;
-формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
-развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
-психокоррекция поведения ребёнка;
-формирование навыков общения, правильного поведения.  

Особенности детей ОНР (памятка родителям детей с общим недоразвитием речи)
                    
1.    Импульсивность действий;
2.    Малая значимость образа и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания (очень бегло осматривает образец, не сверяется  с ним в ходе выполнения задания, ни после его завершения, образец не привлекает к себе внимание даже при явно неудовлетворительном выполнении задания).
3.    Отсутствие целенаправленности в работе (хаотичность действий, неумение подчинить свою деятельность единой цели, обдумать ход выполнения работы).
4.    Низкая продуктивность деятельности (даже в сюжетно-ролевой игре недостаточно творческих элементов).
5.    Нарушения или частичная утрата программы деятельности.
6.    Ярко выраженные трудности в вербализации (оречевлении) деятельности, которые иногда принимают форму грубого несоответствия речи действию.
7.    Постоянные эмоциональные срывы после любых неуспешных дейтвий.
8.    Пониженная работоспособность.
9.    Недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации.
10.    Слабость запоминания.
11.    Инертность психических процессов.
12.    Плохая переключаемость, а также повышенная суетливость, возбудимость.
13.    Двигательная расторможенность или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в общих случаях ведёт к задержке психического развития.
14.    Заниженная самооценка.
15.    Коммуникативные нарушения.
16.    Проявление тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

          
         
              Правила работы с детьми ОНР.
1.    Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
2.    Быть последовательным в наказании ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
3.    Наказания не должны обижать ребёнка.
4.    Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
5.    Развивать способность к эмпатии.
6.    Учить брать ответственность на себя.
7.    Избегайте состязаний и каких- либо видов работ, учитывающих скорость.
8.    Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
9.    Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, чтобы он знал за что.
10.    Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
11.    Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.


                       Рекомендации родителям.
1.    Общаясь с ребёнком не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2.    Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3.    Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того что они не могут выполнить, если ребёнку с трудом даётся, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4.    Находите слова поддержки, чаще хвалите за его терпение, настойчивость и т.д., не подчёркивайте его слабость в сравнении с другими детьми.
5.    Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким какой он есть.
  Формируйте у него уверенность в своих силах. Не поддерживайте в нём низкую самооценку и комплексы.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.