Младший возраст.
Задачи:
- формирование положительного отношения к гигиеническим процедурам и культуре еды;
- закрепление последовательности действий в процессах умывания и одевания, правил поведения за столом (правильно держать ложку, вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды).
Умывание:
1. Опыты:
а) с водой:
- смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;
- «цветные капельки: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;
- замораживание воды в разных формочках;
- «тонет не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;
б) с мыльной водой и пеной:
- пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов;
- какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
2. Дидактические игры: «Умоем куклу Таню», «Мы умываемся»; составление с детьми алгоритма процесса умывания (моделирование: «зеркало», «купание куклы»).
3. Беседы: «Все о микробах»; «Зачем мы моем руки»; «Да здравствует душистое мыло!»; «Чистые ногти».
4.Наблюдение: «Как умываются дети старшей группы», «Как умывается кошка», «Как надо чистить зубы».
Одевание:
1. Опыты:
- с пуговицами: угадай на ощупь, найди самую большую, самую красивую, классификация по цвету, форме, нанизывание на веревочку;
- с шнурками: классификация по цвету, длине, выкладывание узоров, развязывание узелков;
- с материалом: определение свойства – сравнение с бумагой;
- с кнопками, крючками: упражнения в застегивании, расстегивании, определении материала из которого сделаны на ощупь.
2. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку» (определение цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам). «Укладывание куклы спать» (определение качества пастельного белья – чистое, мягкое, сухое, грязное, светлое). «Найди своего товарища» (нахождение друга по описанию одежды). «Кукла Таня собирается в гости», «Мы одеваемся на прогулку», «Магазин одежды», «Сложи по порядку», «Определи на ощупь» («чудесный мешочек»).
3. Беседы: «Каждой вещи свое место», «Что такое неполадки в одежде», «Не забывай о друзьях» (взаимовыручка, закрепление навыков одевания); составление с детьми алгоритма процесса одевания, «Как одеваются у нас».
4. Наблюдения: как одеваются младшие и старшие дети (сравнение); соревнование «Кто лучше сложит вещи», «Как правильно завязать шнурки, шарф, застегнуть рубашку».
Прием пищи:
1. Опыты:
- определение вкусовых качеств, запаха, консистенции пищи: холодное-горячее, сладкое - соленое, жидкая – густая, твердая – мягкая;
- с напитками: добавление молока в чай и кофе, добавление варенья из ягод в молоко, приготовление морса.
2. Дидактические игры: «Ждем гостей», «Накормим куклу Катю обедом», «Мы сегодня поварята», «Как звенят тарелки и ложки», «Накрой на стол», «Мы дежурим по столовой».
3.Беседы: «Как правильно вести себя за столом», «Полезные и вредные продукты», «Как пользоваться столовыми приборами», «Дары леса», «Как правильно сервировать стол».
4. Наблюдения: за дежурными по столовой, по картине из серии «Мы играем»; чтение отрывка из книги Н. Калининой «Малыши», чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».