Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проблемные ситуации семейного воспитания

Ситуация 1

Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку, Оля! - сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с мес¬та. - «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».

Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать, молча убрала со стола.

Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.
Примерный ответ. Своим требовательным тоном мать, попросив ребенка вытереть стол, по существу спровоцировала упрямство. Потом, уступив девочке, в конце концов сделала за нее то, что ребенок смог бы сделать сам.

Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку - что же нам теперь делать? - вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь. Если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить твердость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

Ситуация 2

Четырехлетняя Света очень долго собирается на ежевечернюю прогулку перед сном. В конце концов родители ушли со словами: «Очевидно, ты не хочешь идти на прогулку, а мы хотим. До свидания, милая. Мы скоро вернемся». Отлучившись совсем на короткое время, они вернулись и больше в тот день к этой теме не возвращались. Назавтра Света собралась на улицу задолго до обычного времени.

Вопрос. Как вы оцениваете поведение родителей? Обоснуйте, почему имен-но так.
Примерный ответ. Родители не стали предъявлять дочери требований, не пытались оказывать на нее давление, они отвечали только за свои действия. Мать и отец отстояли заведенный в семье порядок.

Ситуация 3

Сергей сел за стол, не вымыв руки.
«Что за манера являться к столу в таком виде? - строго спросила мать шестилетнего сына.- Ох уж эти дети! Всегда у вас грязные руки! Посмотри на свои волосы? Ты их когда-нибудь причесываешь? А рубашка? Совсем грязная! И полотенце у тебя такое же».
Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением на лице, словно спрашивал: «К чему ты еще придерешься?»

Вопрос. Вы считаете, что ребенок садится за стол с грязными руками по не-знанию, что так делать нельзя, или по иной причине.
Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок потому, что не приучен к этому. А мать своими упреками только вызывает у него обиду и упрямство. Когда он явился к столу с немытыми руками, она могла бы просто сказать: «С грязными руками нельзя садиться за стол. Мне жаль, что приходится повторять это не в первый раз». Когда же сын придет к столу с чистыми руками, мать могла бы сказать: «Как мне приятно видеть, что ты умеешь о себе заботиться», или «Я рада, что ты сегодня соблюдаешь порядок».

Ситуация 4

«Стой со мной рядом, Маша», - сказала мать своей дочери трех лет, заполняя бланк на почте. Но девочка отошла на несколько шагов.
«Вернись!» - позвала ее мать.
Маша не послушалась, а мать продолжала заниматься своим делом. Тогда Маша побежала к открытой двери.
«Маша, вернись!» Девочка с очень серьезным видом, но со смешинками в глазах направилась к выходу. «Ну и ладно, там тебя машина собьет», - пригрозила мать и отвернулась к окошку кассира. Маша остановилась в дверях.
Вопрос. Проанализируйте данную ситуацию. Что в манере поведения матери непривлекательно и с чем вы согласны?
Примерный ответ. Маша играет с матерью, держит ее в напряжении, чтобы мать ею занималась. А мать слишком многословна и пытается добиться от ребенка послушания угрозой, пугая девочку возможностью попасть под машину. Матери следовало бы молча взять ребенка за руку и не отпускать его от себя.

Ситуация 5
Заплатив за покупки, мать направилась к выходу из магазина, но вдруг заметила в руках у 3-летнего сына распечатанный пакет с конфетами.
«А это у тебя откуда?» - строго спросила она.
Сын захныкал: «Оттуда», - и показал рукой на прилавок.
«Скверный, скверный мальчишка! Как ты посмел это сделать? Разве ты не понимаешь, что это воровство! Теперь мне придется за них заплатить, а у меня нет больше денег». Говоря это, мать шлепала сына. Потом она вернулась к продавцу и заплатила за взятые сыном конфеты.

Вопрос. Вы согласны с действиями матери?
Примерный ответ. Мальчик делает все, что ему вздумается, а мать берет на себя ответственность за его поступки. Ей следовало бы не обескураживать мальчика своей критикой и обвинениями в воровстве, не применять в качестве метода воспитания наказание и поменьше говорить. Можно было заставить мальчика самого подойти к продавцу и извиниться. После этого заплатить за конфеты и в течение нескольких дней не давать ребенку сладости.

Ситуация 6

Шестилетняя Даша, четырехлетний Павлик и собака пронеслись по кухне, наследив на полу.
«Как вам не стыдно! - закричала мать. - Я только что вымыла пол! Посмотрите, что вы наделали, сколько раз вам говорить, что, приходя с улицы, ноги надо вытирать. Сейчас же снимите ботинки. Опять мне надо здесь подтирать!»
С этими словами мать вышвырнула детскую обувь за дверь, чтобы позже самой же ее почистить, и еще раз протерла пол. А дети носились по дому в носках.

Вопрос. Дайте, пожалуйста, характеристику стилю воспитания в этой семье.
Примерный ответ. Дети ведут себя, как им вздумается, не считаясь с мате-рью, а она мирится с этим унизительным отношением к себе. Матери следовало бы, не тратя лишних слов, дать детям швабру и тряпку, чтобы они вытерли пол. Мать могла бы в качестве меры воздействия однажды оставить кухню грязной и не готовить обед. Возможно, что проголодавшиеся дети сами предложили бы вымыть пол в кухне.

Ситуация 7
Возвратившись с работы, отец увидел, что все его инструменты лежат в коридоре на полу, где семилетний Боря до того мастерил лодочку с парусом. Отец рассердился. Он нашел Борю во дворе и приказал ему идти домой. По отцовскому тону Боря понял, что ему грозят неприятности, и подошел нере-шительно.
«Я бы хотел знать, в чем дело?» - спросил отец, указывая на инструменты. Боря молчал. «Сколько раз я тебе говорил, что, закончив работу, инструменты надо убирать на место!»

Боря стоял молча, съежившись, опустив голову. «Ты будешь отвечать?»
- «Не знаю, папа».
 - «Ладно. Придется тебя выпороть. Может быть, в следующий раз ты не забудешь убрать мои инструменты на место». Он повернул Борю к себе спиной и отшлепал его. Всхлипывая, мальчик собрал инструменты, отнес их на место.

Вопрос. Выскажите свою точку зрения об используемых отцом методах приучения сына к соблюдению порядка. Какие бы вы дали советы отцу?
Примерный ответ. Ребенок не приучен соблюдать порядок и уважать права других. Отец же ошибочно полагает, что брань и наказания являются действенными методами воспитания. Ему надо было бы несколько раз обсудить с ним, как следует пользоваться инструментами и как их следует хранить. Может быть, надо купить ему собственные инструменты, чтобы мальчик сам отвечал бы за их сохранность. Тогда можно проявлять твердость и не заменять поломанные или потерянные инструменты новыми. В таком случае мальчик будет привыкать бережно относиться к вещам.

Ситуация 8

Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй».

Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья.
«Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, а потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь».

Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала оттирать следы мела, подражая матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?»
- «Когда все отчистим», - отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.

Вопрос. Ваша оценка действий матери?
Примерный ответ. Мать дала ребенку хороший урок. Она не потребовала, чтобы Рита немедленно стерла следы мела сама, предложила девочке участвовать в уборке. Наконец, мать сделала так, что ситуация пришла к своему логическому завершению.

Ситуация 9

Четырехлетний Дима с матерью вышли вечером погулять в сквер рядом с небольшим прудом. Мать предупредила Диму: «Только не спускайся к воде и не вымокни».

Некоторое время Дима возился со своими игрушками. Затем направился к пруду поиграть с корабликом.

«Дима, осторожно. Лучше отойди от воды». Мальчик надулся, постоял на краю пруда, а затем, опустившись на колени, пустил лодочку в воду.

«Если ты вымокнешь, папа тебя отшлепает», - крикнула мать. Дима про-должал играть с лодочкой, стоя у края пруда. Вдруг, потянувшись за ней, он упал в воду. Мать бросилась к пруду и вытащила сына. Мальчик плакал. Мать ругала ребенка: «Я же просила тебя не играть у воды! Опять ты весь мокрый!» И она повела сына домой.

Вопрос. Прокомментируйте ситуацию, почему такое произошло?
Примерный ответ. Мальчик не обращает внимания на слова матери и поступает так, как ему вздумается. Мать хотела от него невозможного: чтобы ребенок, играя у пруда, оставался сухим. Потом она пригрозила ему наказанием, но не сдержала слова. Ребенку надо предъявлять разумные требования, оставаться при этом последовательным и спокойно добиваться их выполнения.

Ситуация 10

Трехлетняя Марина села за стол в мрачном расположении духа. Будучи в семье младшей, она обычно добивалась всего, чего хотела. Когда ей подали еду, она столкнула тарелку со стола на пол, а потом стала брыкаться и кричать. Мать вынесла ее из комнаты и села с ней рядом. «В чем дело, Марина?» Ответа не последовало. «Почему ты так себя ведешь? Как стыдно! Никакой реакции! Ну ладно, тогда здесь и оставайся». Мать повернулась, чтобы уйти. «Прости, мамочка, я больше не буду». «Хорошо. Можешь вернуться к столу». Марина поковырялась в тарелке, а затем резким движением руки отодвинула от себя тарелку так, что она с грохотом упала на пол. «Марина! Ты обещала вести себя хорошо! За это я тебя выпорю».

Вопрос. Прокомментируйте данную ситуацию, выделив положительные и отрицательные линии в поведении матери.
Примерный ответ. Маленькая «принцесса» доказывала, что ей все можно. Сначала мать поступила правильно, выведя Марину из-за стола, затем, сделав ей внушение, поверила обещанию дочери. Но в конце концов ее наказала. Марину надо было вывести из-за стола без лишних слов. А ее обещания, которые дают ей возможность безнаказанно безобразничать, следует, конечно же, игнорировать. Главное здесь - последовательность.

Ситуация 11

Четырехлетний Игорь и трехлетняя Даша страдали тяжелой аллергией на некоторые виды пищи. Родителям было очень жаль детей, но они строго следовали указаниям врача. Мать готовила пищу каждому отдельно, т.к. у них была аллергия на разные продукты и они редко могли есть одно и то же. Несмо-тря на все старания матери, у детей часто появлялась сыпь. Каждый раз, когда мать замечала у детей признаки болезни, она прощала им плохое поведение со словами: «Бедные дети, они плохо себя чувствуют». Она не требовала от детей никакого участия в домашних делах. Ей казалось, что всегда, когда она просит их что-нибудь сделать, например, собрать перед сном игрушки, им становится хуже. Поэтому мать предпочитала все делать сама.

Вопрос. Разделяете ли вы избранный матерью характер отношений с детьми? Ваша родительская позиция в данном случае была бы такой же?
Примерный ответ. Дети заставляют мать жалеть их и не выполняют элементарных требований. Мать не должна попадаться в сети жалости. Ей следовало бы помочь детям справляться с болезнью, а не давать им использовать ее в своих целях. Порядок надо соблюдать несмотря ни на что. И дети должны в этом участвовать. Если они могут играть, то у них хватит сил, чтобы собрать игрушки. Если же они больны, то должны соблюдать постельный режим и тогда не пользоваться привилегиями здоровых детей.

Ситуация 12

Сын-первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок.

Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки, повторять правило, но это не дало положительных результатов.

Вопрос. Ваше отношение к методу, выбранному родителями. Как бы вы по-ступили в данной ситуации?

Примерный ответ. Родители, стремясь повысить уверенность мальчика, по-шли по пути формального совершенствования его школьных умений. Возможно, причина заключалась в аффективном характере реакции сына на действия учителя. Из-за непонимания со стороны взрослых ребенок остался наедине со своими переживаниями. Следовало установить контакт с учителем и вместе с ним поддержать мальчика.

Ситуация 13

Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнару-жив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?
Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовала юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.

Ситуация 14

Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.
Примерный ответ. Отец низко ценит возможности своего сына, неуспехи мальчика его просто раздражают. Нотации используются как метод обучения.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.