Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Детская гиперактивность

Опубликовано 01.02.2023

Детская гиперактивность. Что это такое?

Гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Затем также поступает и с новыми объектами своего интереса, потом с третьими, с четвёртыми, и так далее, и так далее.

Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.

Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.

Прежде чем перейти к непосредственным признакам, по которым можно отличит гиперактивного ребёнка от остальных, кратко охарактеризуем причины такого болезненного состояния.

Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают. Природа, как известно, не терпит пустоты – другие структуры, отвечающие за обратные процессы, то есть за активизацию процессов нашей психической жизнедеятельности, не сдерживаемые «тормозящими» структурами, начинают работать на всю мощность. В результате ребёнок развивает кипучую деятельность, в то же время он не в состоянии ни мотивировать её, ни толком сконцентрироваться на ней.

Как же отличить гиперактивного ребёнка?
На первый взгляд нет ничего проще: пойти на детскую площадку, выделить из толпы ребятишек самого беспокойного, того, кто  ни секунды не стоит на месте, чьи руки постоянно чем-то заняты, ежеминутно начиная новое дело или вертя новую игрушку, чьи ноги мельтешат со скоростью разогнавшейся во всю прыть карусели, он всегда в гуще событий, там, где что-то происходит, будь то весёлая игра или потасовка, его голос только что был слышен в одном углу двора, а теперь он уже доносится из противоположного…  Вроде бы всё логично, но педагоги, психологи и врачи призывают не спешить с подобными выводами. По большому счёту дети до 6-7 лет и должны быть ужасно непоседливыми, любопытными, громкими и подчас надоедливыми. Если ваш ребёнок именно таков в этом возрасте, вам ещё рано бить тревогу и обречённым голосом произносить «мой ребёнок – гиперактивный». Специалисты утверждают, что обоснованно выделить детей дошкольного возраста, подверженных гиперактивности, сложно, это возможно лишь в том случае, когда повышенная активность ребёнка выходит за рамки здравого смысла и несёт опасность, прежде всего ему самому, скажем, он постоянно, несмотря на все предупреждения и воспитательные меры родителей, выбегает на проезжую часть. Но число таких детей относительно невелико. Гораздо более явно гиперактивность проявляется с того момента, как ребёнок начинает учиться в школе.

Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? Гиперактивным детям не хватает простой усидчивости, чтобы выполнять школьные задания, у них начинаются проблемы в школе притом, что в подавляющем большинстве случаев интеллектуальные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показателям их не столь шустрых ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растёт непонимание в семье, которое рано или поздно приведёт к конфликтным ситуациям. А дальше больше, ибо, как гласит вековая народная мудрость, чем взрослее дети, тем больше с ними проблем…

Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков.

Итак, ребёнок гиперактивен, если:
•    не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;
•    прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
•    слишком часто теряет вещи;
•    избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
•    с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;
•    постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;
•    не может спокойно усидеть на месте;
•    очень говорлив, даже болтлив;
•    хронически имеет незаконченные задания и проекты;
•    зачастую забывает важную информацию;
•    постоянно проявляет беспокойство;
•    мало спит, даже в младенчестве;
•    имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;
•    имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;
•    не способен дождаться своей очереди;
•    находится в непрерывном движении;
•    часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;
•    подвержен частым и резким сменам настроения;
•    стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех;
•    имеет сильно разнящийся уровень выполнения заданий по различным учебным предметам.

В случае если родители обнаруживают за своим ребёнком хотя бы треть из перечисленных выше признаков, весьма велика вероятность того, что они имеют дело с детской гиперактивностью. Не вдаваясь в специфические моменты лечения гиперактивного ребёнка и не рискуя формулировать воспитательные принципы для всех и каждого (каждая личность уникальна, пусть этой личности и меньше десяти лет отроду, поэтому для каждого случая необходимы свои меры), приведём те общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям в обучении и воспитании гиперактивного ребёнка.

Прежде всего, необходимо обучать сверхактивного ребёнка по специальной программе, составленной совместно педагогами, психологами, врачами и родителями. Учебные задания должны быть небольшими, чтобы их выполнение не занимало слишком много времени – если гиперактивный ребёнок надолго засядет над задачей или уравнением, он его попросту бросит, не решив. В случае, если особый порядок обучения невозможно обеспечить в школьном классе, имеет смысл выбрать индивидуальную форму обучения.

Наконец, родителям необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своём общении с гиперактивным ребёнком: хвалить ребёнка при каждом его успехе; избегать частого повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно и спокойно; следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня; оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается; всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания; стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей; ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребёнком, чтобы направлять активность ребёнка в позитивное русло.

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя - практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, - начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: «Да не смущается сердце ваше».

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель». Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать - несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.
Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком.

Вот главные ее постулаты.
1.    Отвлечь ребенка от капризов.
2.    Поддерживать дома четкий распорядок дня.
3.    Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
4.    Задать неожиданный вопрос.
5.    Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
6.    Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
7.    Не приказывать, а просить (но не заискивать).
8.    Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
9.    Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
10.    Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
11.    Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
12.    Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
13.    Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка, как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как учится и т. д.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик...». Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Помощь родителям в воспитании гиперакивных детей.

Основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего ребенка. С ней ребенок справится с трудностями и станет практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации весьма невелики.

Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.

Мы с вами помним, что нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом. И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.

Что делать родителям:
1. Организовать жесткий режим дня.
Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.
Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печенькой на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок.
И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие  – и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.

2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.
Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на изменения его маленького мира: изменения – это опасность.
Если же «все как всегда» – тогда ребенок спокоен у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.
А для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) – суета: он бегает, кричит, стучит ногами…
Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка – создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира для любимого ребенка.

3. Создать ритуалы.
Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка. Многие мамы (с подсказкой или интуитивно) организуют эти ритуальные действия для своего гиперактивного ребенка.

Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.
Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться… А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой. С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в детском саду, конечно.

- Если ребенок отказывается участвовать в занятиях.
На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.

Например, отказывается от музыкальных занятий… хотя дома может с удовольствием танцевать под музыку. И объяснение этого феномена очень простое – дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога. Слишком много всего…

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что в к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.

Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия,  у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости» (читай – унифицированности и деланию «как все»). Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»
-Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:
бегает, крутится, отвлекает других детей.

В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле – или просто погулять или поиграть в уголке. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Все-таки эта ситуация из серии «и волки сыты, и овцы целы». Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант.

Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.

А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот  тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!!!».

Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.
2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.
3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит. Или он пока просто мал и вы пойдете на следующий год.

-Если вы решили проводить занятия с гиперактивным ребенком:
И пазлы и мозаику он скорее разбросает, чем будет складывать. Да и скорее всего в трехлетнем возрасте он откажется учить буквы, например. Его нервная система и без букв «кряхтит» от нагрузки… поэтому организм заботливо отвергает еще одну, совершенно бесполезную, на его взгляд.

Ну, или он их все же выучит, эти буквы, за три дня, а на четвертый – забудет все абсолютно. Как будто и не было этого знания.

Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не пытаемся усадить. В этом случае он будет всю свои силы тратить на то, чтобы усидеть и энергии на само занятие уже не останется. Пускай ползает, ходит или даже бегает во время занятий.
2. Занятия должны быть очень короткими. Может удержать внимание только две минуты? Отлично! Просто эти две минуты могут повторяться каждый час. Потом будет три, четыре… но все же не больше десяти, пожалуй. Потому как гиперактивный младший дошкольник после десяти минут занятий будет думать только о том, как бы удрать.
3. Тщательно готовимся к занятию – оно должно проходить на одном дыхании. Все материалы должны быть заранее подготовлены. Если только вы отвлечетесь на поиск необходимого или обдумывание следующего шага  – внимание ребенка вы потеряли.
4. Приучайте к регулярности занятий – тогда ребенок будет заранее на них настраиваться. Старайтесь их не пропускать. Лучше если занятия будут совсем короткими (5 минут), но зато каждый день по три раза. Старайтесь делать их в одно и тоже время.
5. Возможно, новомодные развивающие методики – не совсем то, что нужно вашему гиперактивному ребенку. Доман, Зайцев, Никитины… не самое лучшее решение…
6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз».

И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать? Наблюдайте за ребенком – эти знания еще очень пригодятся вам после его поступления в школу.

Проблема №3. Гиперподвижность.
Дети дошкольного возраста вообще много движутся. А уж гиперактивному ребенку движение нужно как воздух. Но как бы привести эту энергию в более мирное русло.
Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол
2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.
3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).
Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а  занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия  - ему должен нравится педагог.
Очень хороший вариант – занятия верховой ездой, например. Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.

Внимание! Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны!
Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)

4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну или катание с ледяных горок до полного изнеможения.

А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:
1. Закаливать ребенка.
Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Это очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?
Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место.  В нашем случае – в нервной системе.

Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка – при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит – они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы
(особенно,  мозг) кровью.

Кроме этого, вылитое на плечи или голову ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.

2. Не держать дома.
Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.

Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу  - школе.  Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям, да и просто подготавливал иммунную систему к всестороннему воздействию окружающей среды.
Также гиперактивного ребенка нужно особо подготавливать к школе. Это  - особая и очень большая тема, на которой сейчас не буду останавливаться. Также как и на том, что важно делать родителям после поступления их гиперактивного ребенка в школу.

3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.
Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать… А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние».  И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».

4. Учить ребенка расслабляться.
Это можно делать в форме веселой игры.  Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок с удовольствием возится  в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.

Важно заметить, что для того, чтобы использовать целительные свойства воды и песка, совсем не обязательно ехать на море или речку.

30-40 минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»… Закончить можно холодным обливанием, про которое было написано выше.
Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Если таз накрыть тряпкой – глина может легко хранится в течение всей зимы где-нибудь под ванной или другом месте. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.