Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Лес – это природное сообщество

Опубликовано 06.06.2017

Конспект занятия по экологии. Цель: Познакомить детей с лесом - как одним из самых больших сообществ (взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах).
Программные задачи: Обучающие:
1. Научить детей устанавливать связи состояния живых организмов с условиями их существования, с удовлетворением их потребностей.

2. Расширить представления детей о составе экосистемы леса.
Развивающая:
3. Развивать у детей логическое мышление, фантазию.
Воспитательная:
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы леса, правила поведения людей в природе.

Оборудование:   иллюстрации с изображением леса в разное время года, с первоцветами, силуэтные картинки разных растений и животных, экологические знаки.

Организационный момент.
Подготовка к занятию.

Ход занятия.

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
 Постарайтесь все понять.
Многое узнать.

I. Вводная часть. 5 мин. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

                 Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что это за дом? В этом доме можно найти разные угощения для всех ребят. Он угощает:

                                          
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Витю - хворостиной.

О чем же идет речь в этих загадках? Что это за дом? Отгадайте, (ответы детей) Правильно, это лес. А что же такое лес? (ответы детей).
Посмотрите на эти иллюстрации. На них изображен лес в разное время
года. (рассматривание иллюстраций)

II. Основная часть 18 мин.
Лес - это не просто место, не просто деревья. Это город - с тысячами жителями, дома в этом городе - норы, берлоги, муравейники, гнезда и дупла. А жители - звери, птицы, насекомые. Все растения и животные в лесу словно играют в одну общую игру, у каждого своя роль. Поэтому нужно всем знать эти правила игры.
Вот, например, птицы. Одни строят свои дома на деревьях, другие на кустах, в траве. Птицы в лесу не сидят без дела. С утра до вечера они обшаривают стволы, ветки и листья деревьев, по-своему наводят порядок. Какой же порядок они наводят? (ответы детей)
Правильно - сами поедают вредных жуков, личинок, гусениц, насекомых и кормят ими своих птенцов.
А чтобы случилось, если бы все птицы улетели из леса?(ответы детей) А еще в лесу живет зверь- хищник - волк, которого называют «санитаром» леса. Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей). А что бы случилось, если бы не было волков, и развелось бы много больных зайцев и других животных, которыми питается волк? (ответы детей)
Правильно. Из ваших ответов можно сделать вывод, что все в природе, в лесу взаимосвязано, существует определенный порядок, который нарушать нельзя.
  А теперь я хочу узнать, знаете ли вы растения и животные леса?     
 Вот картинка леса, а вокруг него мы будем располагать отгадки.

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много разных желудей.     (Дуб)
 
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
 Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.  (Елка)

Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?    (Белка)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.     (Заяц)

Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу: «Ку-ку!»   (Кукушка)

Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки,
Отдохните, крошки»     (Паук)

Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.    (Земляника)

В шапке красной - враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди.     (Мухомор)

Беленькие горошинки
На зеленой ножке.  (Ландыш)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.  (Мох)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.   (Лось)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза прячет нос.  (Медведь)

Посмотрите-ка, какая
-Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.   (Лиса)

Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Посмотрите, что у нас получилось. В нашем лесу поселились растения и животные, которые считают лес свом родным домом. Понравилось вам играть? Хотите еще поиграть?
      Игра называется «Доскажи словечко». И мы продолжим наполнять лес новыми жителями.
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа:
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и ...(совы)

Не огонь - а жжется,
В руки не дается.
Выросла под осиной
Звать ее ... (крапивой)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись ... (дятел)

Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
 А что - пора? Такая с ней морока,
Когда трещит ... (сорока)

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, поди-ка.
Куст в иголках, будто еж,
Вот и назван ... (ежевика)

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот шустрых ножек?
Это наш приятель ... (ежик)

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»
Потому, что это ...( рысь)


Молодцы, ребята! Все досказанные вами слова обозначают лесных
обитателей.
Ребята, вспомните, что такое экология? (ответы детей)
В науке «Экология» есть еще одно интересное понятие, это – экологическая система. В каждом уголке природы, будь это поле, луг, река, море, болото, лес, свой особый мир обитателей, жителей: растений, животных и других живых организмов.
Лес - это дом только тех животных и растений, которым там хорошо, уютно и комфортно, где все живут в мире и дружбе. Всем хватает пищи, влаги, света, тепла. Лес - это экологическая система.
Отдых нам – физминутка, занимай свои места.
 
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
А теперь садитесь на свои места и продолжаем слушать. Есть животные и растения, которые не смогут жить в лесу а вот лесные жители не смогут обитать в другой экологической системе.
      Давайте поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть три слова, вы должны внимательно слушать, и определить, какое слово обозначающее растение или животное лишнее и рассказать, почему вы так считаете.
Лось, олень, корова.
Лиса, волк, слон.
Заяц, еж, верблюд.
Медведь, рысь, пингвин.
Морж, тюлень, зубр.
 Дятел, лягушка, цапля.
Сорока, клест, ласточка.
Ландыш, подснежник, одуванчик.
Крапива, мох, подсолнух.
Земляника, ежевика, крыжовник.
    
 Растения и животных, которые считают лес своим домом, можно назвать хозяевами в нем, а если мы идем в лес, то мы гости. И вести себя в лесу надо правильно, чтобы не навредить никому из лесных обитателей. Ребята, от вашего поведения в лесу зависит жизнь растений, птиц, зверей, насекомых. Давайте с вами рассмотрим экологические знаки правил поведения в лесу. Их нужно знать и выполнять.
 Ребята, через один месяц наступит календарная весна, но так как наш Краснодарский  край расположен на юге России её приход мы замечаем намного раньше, в феврале месяце.
И первый привет от весны нам передают цветы - первоцветы, тоже лесные жители.
Цветок весны,
Идущий к нам по снегу –
Простой цветок,
Но сколько он несет
Добра и радости,
И счастья человеку.

Посмотрите на эти иллюстрации, (рассматривание иллюстраций с изображением кавказского подснежника, примулы лесной, пролески) Ребята, многие первоцветы занесены в Красную книгу из-за их мало численности. Весной их рвут на букеты, а луковицы выкапывают для посадки на клумбы. Первоцветы нужно беречь и сохранять.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок?
Если все: и я, и ты,
То окажутся пусты
И деревья и цветы.
И не будет красоты.

III. Заключительная часть 3 мин.
      Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового узнали? (ответы детей) А еще я хочу предложить вам самостоятельно составить экосистему леса, из разных силуэтных картинок растений и животных выбрать только обитателей леса.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.