Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Золотая осень

Опубликовано 08.10.2015

Занятие по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе.

Цель. Знакомство детей с художниками-пейзажистами и их шедеврами, составляющими золотой фонд нашей культуры.

Задачи. Познакомить детей с жизнью и творчеством И.И.Левитана, используя чтение сказки, цифровые образовательные ресурсы. Продолжать учить рассматривать картины, правильно понимать их содержание. Подвести детей к пониманию того, как художник передает свое грустное настроение с помощью цветовой гаммы, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветов в изображении осеннего пейзажа.

см. Презентацию

Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, используя нетрадиционные приемы рисования (мятой бумагой, пальчиками). Развивать детское восприятие, художественные способности, чувство композиции и цвета. Воспитывать интерес к  изобразительному искусству.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе. Рассматривание репродукций картин И.И.Левитана,  чтение стихов об осени, рисование деревьев в самостоятельной изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование. Слайды: репродукций картин И.И.Левитана, изображение солнца, птицы сойки; фонограмма  фрагмента «Осенней песни» («Времена года» П.И.Чайковского); картонные круг и лучи желтого, оранжевого цветов; маленькое зеркало; альбомные листы бумаги; акварельные краски; кисти; комочки бумаги; салфетки.

Ход занятия.

Слайд№1. Воспитатель и дети перед монитором с заставкой осеннего пейзажа. Воспитатель читает « Сказку  о грустном художнике» (Ветровой Г.Е. в сокращенном варианте) с рассматриванием слайдов о жизни и творчестве художника И.И.Левитана по тексту сказки.

Слайд №2. Портрет художника. Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, как до тебя никто не умел. Понятно, что на все надо много времени.

У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а теплой одежды и вообще не имел. Представьте, как замерзал он в холодные зимние дни...

Слайд№3. «Тихая обитель» 1890г (И.И.Левитан)
 В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и ни выгнал злой сторож, которого все боялись и звали «Нечистая сила», как какого-нибудь лешего или домового.

Да, трудно пришлось Грустному художнику, но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он.

Слайд №4. "Осенний день. Сокольники." 1879
Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. Но... он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало.

Слайд №5. «Солнце» А ведь сколько раз Солнце посылало ему свои маленькие горячие лучики, чтобы они заставили его развеселиться. Ведь не бывало еще человека, который не играл, хотя бы в детстве, с Солнечными Зайчиками. Но Грустный художник только печально отворачивался, заметив, как они прыгают перед ним на земле или на воде. По глубже нахлобучивал на свою голову темную шляпу с большими полями или уходил в дом, и ждал, когда наступят сумерки или небо затянется тучами.
 Но все равно картины Грустного художника были прекрасны. И все любители живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению.

Слайд№6. «Владимирка» 1892
 — Смотрите, вот новая картина Грустного художника! — говорили они. — Как она печальна! Видите, вот дорога. На ней никого нет, только земля и небо. Как грустно.

Слайд №7. Над вечным покоем.1894
А на другой картине — высокий берег и на нем бедная церквушка. Грустный художник увидел все это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, а небо и земля огромны и словно о чем-то говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, наверняка подумает о том, что вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно...

Слайд №8 «Солнце» Но Солнечным Лучикам казалось несправедливым, что такой замечательный художник не любит и не замечает их красоты, которая так радует других людей. И однажды они сговорились попробовать застигнуть его врасплох, развеселить и даже рассмешить. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Грустный художник ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. «Видно, не придется сегодня поработать. — думал он, — слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!»

Слайд №9. «Птица сойка» Вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала лесная птица сойка, с которой Лучики были большие друзья. Поэтому она согласилась вылезти из своего теплого гнезда и посторожить, когда поедет мимо Грустный художник. Услышав ее крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут сразу все озорные Солнечные Лучики дружно брызнули ему в глаза, и Грустный художник с непривычки словно ослеп. Привстал в санях, замахал руками, и тоже вывалился в сугроб. А лошадка на радостях, что сани стали совсем легкими, рванулась вперед, да и припустилась рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная.

Слайд №10. « Март». 1895
 Лежит Грустный художник в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то нет! А Лучики хохочут, глаза щекочут, ну-ка, мол, открывай глаза сейчас же!

Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протер глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник — ждет - не дождется своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И все вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то все-таки... чуть-чуть печально. Потому, наверное, что и с зимой прощаться жалко, и весна еще только начинается, будут еще и холода, и морозы.

Но, как всегда весной, кажется: обязательно случится что-то очень хорошее, и придет в жизнь радость... Долго-долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. (Написал эту картину). А Солнечные Лучики не мешали ему больше. Они уже и так поняли, что их затея удалась.
И правда, с того дня Грустный художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но все же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело появлялись на его картинах.

Слайд №11. «Солнечный день. Весна» 1876
Воспитатель предлагает поиграть с солнечными лучиками.
Игра «Составь солнышко».(Дети собирают солнышко из картонных круга и лучей).
Игра «Солнечный зайчик».(Дети ловят солнечного зайчика от зеркала)  

Слайд №12. «Золотая осень». 1895
А вот — золотая осень. Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает Солнце, весь лес будто горит — такие огненные цвета у листьев — багровый, желтый, красный, оранжевый! Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два — и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда? 

Детям дается возможность самим полюбоваться ей. В это время звучит фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Вопросы к детям: Какое время года изображено? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?  Какое настроение вызывает эта картина у вас?  Почему Левитан назвал осень «золотая»?  Какие цвета он использовал? Как эти цвета можно назвать одним словом?

Что интересного, красивого увидел художник?  Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане? На дальнем плане? Какую краску выбрал художник, чтобы изобразить  небо? А есть ли на картине солнышко? А чего больше – теплых красок или холодных?

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Давайте нарисуем каждый свою осень. Воспитатель напоминает, что сначала делается набросок линии горизонта, где земля сходиться с небом, композиция основных объектов природы, затем можно рисовать красками. Показывает прием рисования мятой бумагой, пальчиками кроны деревьев. Дети создают свои произведения, воспитатель помогает индивидуально.
Проводится пальчиковая гимнастика.
 Мы играли, рисовали,
(круговые движения кистями рук)
Наши пальчики устали.
(движения кисти вверх-вниз)
А теперь мы отдохнём
(имитация движения волны)
И опять рисовать начнём
(круговые движения кистями рук).

Слайд№13

По окончании творческой деятельности, дети составляют экспресс-выставку своих работ. Рассматривают, делятся своими впечатлениями о понравившихся живописных рисунках, о настроении своей осени.

Слайд№14.

Использованные интернет ресурсы.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.