Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Развитие выразительности речи

Развитие выразительности речи

Опубликовано 14.01.2020

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников.

В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Качественной характеристикой речи является выразительность в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Согласно федеральным государственным стандартам, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. А самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации – унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях.

Помочь повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста может театрализованная деятельность. Данный вид деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип  обучения: учить играя.

Соответственно театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, (в том числе в  соответствие с ФГС) в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

На сегодняшний день разработан ряд программ по организации театрализованной деятельности с дошкольниками: Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович,  Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой, Театрализованные игры в детском саду - авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой, и др.

Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Цель: формирование выразительности речи у старших дошкольников, посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи старших дошкольников.
Предмет использование театрализованной деятельности как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников.
2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и.д.)
3. Приобщать детей к театрально-исполнительской деятельности.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития коммуникативных способностей детей.

Гипотеза:  театрализованная деятельность поможет  решить одну из важнейших задач – развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

База исследования: МБДОУ ДС ОВ № 42
Для того, чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие выразительности речи, была проведена диагностика. Обследовались: темп и ритм речи, умение изменять высоту голоса, интонационная выразительность.
В исследовании приняли участие дети старшей группы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
48% детей не умеют регулировать темп и ритм голоса, 36 % детей не могут изменять высоту и силу голоса, почти у половины детей речь интонационно не выразительна.
В соответствии с выявленными проблемами, сформулированы задачи по работе с детьми:
1. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).
2. Развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.
3. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма (как пропедевтика к восприятию и развитию интонационной выразительности, предпосылка для усвоения логического ударения, правильного членения фразы).
4. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении; жестах мимике (как невербальных средствах оформления речевого высказывания).
5. Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.

Работа проводилась в режимные моменты в соответствии с циклограммой календарного планирования.
План организации театрализованной деятельности соответствует тематике локальных проектов.

Важным условием реализации составленного плана является правильно организованная  предметно-пространственная среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.
Работа по развитию выразительности речи организована в два этапа:
 - формирование навыков восприятия интонации,
 - формирование навыков её использования в собственной речи.

Исходя из вышесказанного последовательность работы с детьми  в течение недели следующая:
1.    Восприятие роли. Работа над текстом.  
2.    Цель: Восприятие интонации.
3.    Работа над ролью.  (В процессе игр и игровых упражнений  по развитию выразительности речи). Цель: формирование навыка использования интонации в собственной речи.
4.    Заключительный этап. Непосредственно театрализованная деятельность.

Работа над текстом проходит в процессе: чтения или рассказывания произведения детям, просмотра мультипликационного фильма.
В течение недели в процессе совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов проводятся игры и упражнения для развития мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции, для усвоения логического ударения, правильного членения фразы, по формированию представлений об интонационных средствах выразительности речи.

На данном этапе также используются следующие приемы формирования выразительности речи:
-речевой образец (произносится подчеркнуто четко, громко, неторопливо);
- повторение (практикуется индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое) ;
- указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата) ;
- словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет? »), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяются следующие упражнения:
- упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ;
- упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ;
- упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .

Логическое ударение – выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому привлекается внимание детей к смыслу каждой фразы в инсценировках, стихотворениях, пословицах. При затруднении оказывается помощь в виде наводящих вопросов.

Для развития темпа речи закрепляются с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, скороговорки, предлагается детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).

Также используются подвижные игры с изменением темпа речи и движений («Карусели», «Барабанщики»), заучиваются стихотворения, в сюжете которых заложено изменение темпа речи. В совместной деятельности используются речевые игры на развитие артикуляции и правильного дыхания. Тембр голоса передает эмоции человека, это эмоциональная окраска голоса, его повышение или понижение, усиление или ослабление звучания, поэтому основа работы над тембром – работа над развитием эмоций. С целью развития эмоций используются игры «Мама и детеныши», «Большой – маленький», «Облака», «Школа зверей» и др.

Также понимать и проявлять определенные эмоциональные состояния помогают дидактические игры из серии «Азбука эмоций»: «Ребята с нашего двора» и «Зоопарк настроений», игры «Звукорежиссер», «Прочитай письмо». Проходит заучивание с детьми пословиц и поговорок об эмоциях человека и стихотворения, в которых отражены полярные эмоции. В качестве наглядного материала используются пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц.

Кроме того, являются эффективными творческие игры на развитие выразительности движений, раскованности и произвольности, а также игры и упражнения на развитие пластики и жестов. Велика роль пальчиковых игр, «пальчикового театра», которые планирую ежедневно.

Все вышеперечисленные материалы оформлены в виде картотек, что облегчает ежедневное планирование и работу с детьми.
Самый ответственный – это заключительный этап, дающий промежуточную оценку проводимой работы. Еженедельные спектакли по пятницам с детьми проходят в групповой комнате во второй половине, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в месяц , а также может быть приурочена к определенным праздникам.

Таким образом, систематизированная работа над выразительностью речи показала результаты на итоговой диагностике детей:
- более, чем на 40%  улучшились показатели по умению регулировать ритм голоса и выделять ударный слог;
- на 25 % увеличилось количество детей, в группе умеющих регулировать темп голоса и произвольно использовать в речи разные интонации.

На данный момент дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

ПЕРСПЕКТИВА
1.    Составить план по формированию интонационной выразительности для детей всех возрастных групп  дошкольного возраста.
2.    Организовать заседания семейного клуба на тему «Учимся говорить выразительно».
3.    Организовать обмен опытом с педагогами на уровне детского сада и города по вопросу развития выразительности речи у старших дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
2.    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника. – М.: Академ А, 1997. – 400 с.
3.     Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
4.    Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997.- 375 с .
5.    Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с .
6.     Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-191 с.
7.    Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
8.     Павалаки И.Ф. «Темпо - ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
9.     Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
10.     Сорокина Н.Ф., Л. Г. Миланович. Играем в кукольный театр. ( Программа "Театр-Творчество -Дети". – М: Арти, 2004 – 207 с
11.     Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
12.    Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988 – 64 с.
13.     Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
14.     Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика-Синтез. 2013 – 108 с.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.