Конспект занятия. Цель: формирование у детей экологической грамотности. • Задачи:
- обучающие - закрепить представления детей об экологической системе (лес), о составе живущих, и их взаимосвязях, о живой и не живой природе, об условиях, необходимых для живых объектах, о группах: растения, животные,
см. Презентация
- воспитательные – изменить экологическое состояние планеты возможно только при грамотных знаниях о природе и совместных усилиях и желаниях.
- мотивационные – осознание того, что человек – часть природы,
- развивающие - формировать умения и желания активно беречь и защищать природу, развивать творческое воображение и коммуникативное общение,
- здоровьесберегающие – здоровье человека находится в прямой зависимости от экологии планеты Земля,
- диагностические – определение знаний об экологической системе – лес, взаимосвязей внутри природы.
Оборудование: мультимидийное оборудование, фишки.
Организационный момент.
Ребята, я получила очень интересное письмо. Давайте его прочитаем вместе. (слайд №1)
Знаю лес и лес люблю,
В гости Вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
Все в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех,
Приглашаю в гости всех.
Ход занятия.
I. Вводная часть. 3 мин.
Ну что, ребята, примем приглашение Берендея? Но царь леса приглашает к себе в гости только друзей природы. (слайд №2)
Хозяин леса приготовил вот такие фишки, которые будут вам вручаться за правильные ответы.
Итак, отправляемся в путь. (слайд №3), (слайд№4)
II. Основная часть 25 мин.
(слайд №5) Лес - это не просто место, не просто деревья. Это город - с тысячами жителями, дома в этом городе - норы, берлоги, муравейники, гнезда и дупла. А жители - звери, птицы, насекомые. Все растения и животные в лесу словно играют в одну общую игру, у каждого своя роль. Поэтому нужно всем знать эти правила игры.
Вот, например, птицы. Одни строят свои дома на деревьях, другие на кустах, в траве. Птицы в лесу не сидят без дела. С утра до вечера они обшаривают стволы, ветки и листья деревьев, по-своему наводят порядок. Какой же порядок они наводят? (ответы детей)
Правильно - сами поедают вредных жуков, личинок, гусениц, насекомых и кормят ими своих птенцов.
А чтобы случилось, если бы все птицы улетели из леса?(ответы детей) А еще в лесу живет зверь- хищник - волк, которого называют «санитаром» леса. Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей). А что бы случилось, если бы не было волков, и развелось бы много больных зайцев и других животных, которыми питается волк? (ответы детей)
Правильно. Из ваших ответов можно сделать вывод, что все в природе, в лесу взаимосвязано, существует определенный порядок, который нарушать нельзя.
А теперь Берендей хочет узнать, знаете ли вы растения и животные леса?
(слайд №6, 7)
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу: «Ку-ку!» (кукушка)
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа:
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и ...(совы)
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись ... (дятел)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что - пора? Такая с ней морока,
Когда трещит ... (сорока)
(слайд№8,9)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Посмотрите-ка, какая
-Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого ищет,
Он из кустов зубами щелк
Кто скажите это (волк)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»
Потому, что это ...( рысь)
(слайд№10,11)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это - (божия коровка).
Я работаю в артели,
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (муравей)
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (жук)
(слайд№12,13)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много разных желудей. (дуб)
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (елка)
Землю пробуравил
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (гриб)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох)
Не огонь - а жжется,
В руки не дается.
Выросла под осиной
Звать ее ... (крапивой)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, поди-ка.
Куст в иголках, будто еж,
Вот и назван ... (ежевика)
Молодцы, ребята! Отгадали все загадки.
Лес - это дом только тех животных и растений, которым там хорошо, уютно и комфортно, где все живут в мире и дружбе. Всем хватает пищи, влаги, света, тепла. Лес - это экологическая система.
Отдых нам – физминутка, занимай свои места.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
И мы снова отправляемся в путь.
Лес - это кладовая здоровья. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут в лесу, на солнечной полянке. (слайд№14)
Летом в лесу появляется большое количество различных плодов, ягод и грибов. Какие же дары преподносит нам лес, в который мы совершаем путешествие? (слайд№15)
Лес полон загадок, тайн и чудес. Можно много узнать интересного об известном. Все знают, что муравьев называют санитарами леса, а почему, хотите узнать? (слайд№16)
Ученые ограничили доступ в муравейник для муравьев, возвращающихся из похода за пищей, окружив его оградой. В этом заборе были сделаны лишь одни ворота, сквозь которые сам муравей мог пройти, а его добыча – нет. После этого осталось лишь подсчитать брошенные муравьями трофеи. Оказалось, что всего за час муравьи добыли более100 тысяч тлей и 2 тысячи гусениц. Затем ученые усложнили эксперимент. Они оклеили стволы многих деревьев лентами, смазанными жиром, чтобы муравьи не смогли влезть на дерево. И посчитали, что гусеницы уничтожили около 10% листвы. А если запустить на дерево муравьев, то это количество снижается до одного процента.
Растения и животных, которые считают лес своим домом, можно назвать хозяевами в нем, а если мы идем в лес, то мы гости. И вести себя в лесу надо правильно, чтобы не навредить никому из лесных обитателей. Ребята, от вашего поведения в лесу зависит жизнь растений, птиц, зверей, насекомых. Давайте с вами рассмотрим экологические знаки правил поведения в лесу. Их нужно знать и выполнять. (слайд№17-21)
III. Заключительная часть 7 мин.
Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Вы все молодцы! Правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы подсчитаем фишки и узнаем, кого же можно назвать лучшим знатоком окружающего мира.
Ребята, давайте встанем, возьмемся за руки и дружно произнесем клятву друзей природы. (слайд№22)