Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Стекло

Опубликовано 14.12.2016

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности на занятии по познавательному развитию в группе семейного воспитания на тему «Стекло» 

Дата проведения 10.12.16
Группа семейного воспитания

Цель: Развить у детей познавательный интерес к предметному миру, сформировать у детей навык находить интересное в  обыденном, удивительное в привычном. Побуждать детей к экспериментированию.   Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов, развивать способности детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему стеклянному. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.
Задачи: Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом, историей его изобретения; расширять и систематизировать знания о производстве стекла  и изделий из него, рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
Интеграция областей: познавательное развитие, экспериментирование, театральное сотворчество (худ. развитие).
Материалы и оборудование: различные стеклянные предметы (стакан, игрушки, лампочка, ваза, бутылка, очки, бусы, 3 чашки: стеклянная прозрачная, стеклянная цветная, керамическая, пластмассовая;  прозрачный стакан, 4 фужера разной формы), трубочки, сосуд с песком, сосуд с содой, интерактивная доска для показа слайдов, фонограмма со звуками морского прибоя, шапочки моряков, макет костра, куски пенопласта в виде комков соды.
Ход занятия: Педагог говорит детям, что разговор пойдет о стекле, которое всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивишь. Воспитатель спрашивает детей, что им приходит на ум, когда они слышат  слово «стекло». Дети отвечают.
Воспитатель говорит детям, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло. Ведь стекло- это не природный материал, это дело рук человека. Педагог рассказывает детям легенду об открытии стекла (звучит фонограмма прибоя).
«Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. (Дети надевают шапочки моряков и садятся в круг  «у костра»).
Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды (дети подбирают куски пенопласта, разбросанные по комнате, и укладывают вокруг костра). Ночь и усталость взяли свое: моряки заснули крепким сном. (Дети имитируют засыпание. Закрывают глаза! В это время педагог рассыпает  вокруг костра стеклянные бусины или стеклянные шарики для аквариума.) Каково же было их удивление, когда проснувшись утром они обнаружили возле кострища (потухший костер) блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды!» (дети собирают в коробочку стекляшки и продолжают беседу с педагогом сидя на ковре  в шапочках).
И, конечно, такое открытие не было напрасным. Со временем люди научились не только изготавливать стекло (как вещество), но и нашли ему полезное применение. Сегодня в промышленности стекло изготавливают из соды, известняка и кварцевого песка. Все компоненты хорошо перемалываются, перемешиваются друг с другом и плавятся в печи при температуре 1600 градусов Цельсия. Полученную стекломассу остужают до 1000 градусов, после чего она становится способной принимать  нужную форму. Затем в зависимости от назначения стеклянные предметы искусно выдуваются или же массе придают форму с помощью сдавливания или растягивания (слайды с изображением этих процессов).
Воспитатель предлагает детям провести несложные эксперименты, чтобы на практике выявить свойства стекла.
Дети выходят из комнаты, а воспитатель зашторивает окна.  Зайдя в группу, дети обнаруживают, что в группе темно.
Воспитатель: Ребята, что случилось? Почему в группе стало темно?
Дети: Закрыли окна, не проникает свет….
Воспитатель: А почему раньше было светло?
Дети: Потому что через стекло проникает свет.
Да, ребята, через стекло проникает свет, потому что оно
прозрачное.
Воспитатель: Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом  убедиться проведем опыт.  Вот у нас на столе две кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла. Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята, какого цвета шарик в этой кружке (из стекла) правильно красный, а в этой кружке? Конечно не видно. Значит, какая кружка из стекла?
Дети: Прозрачная кружка из стекла.
Воспитатель: Какой мы делаем вывод?
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Первое свойство стекла - прозрачность. Стекло прозрачное. Скажите, где используется это свойство стекла?
Дети: Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей)
Воспитатель: У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан)
Дети: Стеклянный стакан.
Воспитатель: Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .
Дети: Бумажный стакан.
Воспитатель: Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?
Дети: Вода из бумажного стакана начинает течь.
Воспитатель: Почему из бумажного стакана течет вода?
Дети: Потому что бумажный стакан пропускает воду.
Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?
Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.
Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?
Дети: Стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Ну конечно, это и есть второе свойство стекла – водонепроницаемость.
У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая)
Дети: Все чашки стеклянные.
Воспитатель: Давайте, проверим чашки, используя свойства стекла.
(Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют, что все чашки стеклянные.)
Воспитатель: Так что получается - все эти чашки стеклянные?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям, которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?
Дети: Мелодичный звук, звук похожий на музыку.
Воспитатель: А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем, фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет.
Третье свойство стекла – мелодичность.
Воспитатель: А вот у меня на столе три чашки. Как вы
думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас проверим.
(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные.)
Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.
Воспитатель: Ребята, что делают из цветного стекла?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что произойдет если я упущу стеклянное изделие?
Дети: Разобьется.
Воспитатель: Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,
что стекло хрупкое.
Пятое свойство стекла - стекло хрупкое.
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: нет.
Воспитатель: Конечно, нет, будет очень обидно и жалко, если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как же надо обращаться со стеклянными изделиями.
Дети: Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно
нельзя бросать камень, мяч.
Воспитатель: Как надо собирать разбитое стекло?
Дети: Веником на совок смести, в перчатках собирать.
Воспитатель: А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках?
Дети: Может пораниться глаз.
Воспитатель: Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно
обращаться очень осторожно.
Воспитатель: Давайте назовем все свойства стекла.
Дети: - стекло прозрачное, прозрачность.
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемость.
- стекло мелодичное
- стекло окрашивается
- стекло хрупкое
Воспитатель: Но если стеклянная вещь все-таки разбилась, то она может снова быть полезной. Ведь старое стекло (посуда, бутылки и прочий бой), которое мы собираем и сдаем в пункты приема – это тоже ценное сырье. Его измельчают, вновь расплавляют и перерабатывают в новые стеклянные емкости.

Воспитатель: Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили
свойства стекла. Зная свойства стекла можно загадать
загадку:
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь - разобьюсь.
Дети: Стекло.
Воспитатель предлагает  детям вспомнить и рассказать, как человек использует стекло в своей жизни.  В помощь детям демонстрируются разные предметы из стекла и показываются слайды с изображением изделий из него, а так же предметов искусства  из этого материала. Вот какие прекрасные вещи из стекла окружают нас!
На этом наше знакомство с обычным, но удивительным материалом СТЕКЛОМ окончено.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.