Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проявления речевых нарушений

Опубликовано 28.02.2022

Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений. А они, являясь нарушением прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребенка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения и т.д.

•    Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
•    Нарушение слоговой структуры слов.
•    Бедный словарный запас, непонимание значений слов и др.
•    Неправильное грамматическое оформление высказывания.
•    Нарушение связного высказывания (развертывания высказывания, планирования, прогнозирования и т.д.).
•    Мелодико-интонационные недостатки (отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
•    Темпо-ритмическая недостаточность (ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.).
•    Бедность выразительных средств устной речи.
•    Сложность в межличностном общении.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных комбинациях.
Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния необходимо провести ребенку аудиограмму и  получить консультацию отоларинголога, сурдопедагога.
Причины речевых нарушений
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:
•    недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
•    отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки. В зависимости от того, на что воздействует повреждающий фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и периферического.
Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми и прежде всего с матерью.

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.