Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Как оценить информационную безопасность зрелищных мероприятий

Как оценить информационную безопасность зрелищных мероприятий

Опубликовано 14.09.2022

Сценарий семинара-практикума для педагогов.
Добрый день, уважаемые коллеги! В новом учебном году мы традиционно будем с вами проводить для детей различные праздники и развлечения. Их основная цель – доставить радость дошкольникам. Как вы думаете, могут ли праздничные и досуговые мероприятия или отдельные их компоненты представлять опасность для детей?

Педагоги отвечают. Если говорят, что не могут, ведущий задает наводящие вопросы, например: «А если главный герой будет плохо себя вести и никто его за это не осудит? Если музыка будет очень тревожной? Если декорации будут мрачными?». Ведущий подводит участников к выводу, что некоторые компоненты могут оказаться небезопасными для детей. Ведущий: Вы совершенно правы, любое мероприятие может содержать в себе компоненты, которые не отвечают требованиям информационной безопасности, а значит, могут причинить вред здоровью и развитию детей. Как мы можем обезопасить наших воспитанников? Что мы с вами уже знаем и умеем для этого? (Педагоги отвечают.) Предлагаю сегодня выступить в роли экспертов и оценить информационную продукцию, которую использовали наши коллеги в других детских садах во время зрелищных мероприятий. Но перед этим проведем небольшую беседу и познакомимся с нормативными документами. Ведущий: старший воспитатель. Участники: воспитатели всех возрастных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог психолог.

Цель – научить педагогов оценивать информационную продукцию, которую они используют при подготовке и проведении зрелищных мероприятий для воспитанников.

Задачи:

• актуализировать и дополнить знания педагогов о видах информационной продукции;
• познакомить с документами, которые регламентируют ее использование в работе с детьми;
• проинформировать об ответственности за нарушения требований информационной безопасности;
• сформировать представления об оценке компонентов зрелищных мероприятий с точки зрения информационной безопасности;
• сформировать элементарные практические умения оценивать соответствие компонентов зрелищных мероприятий требованиям информационной безопасности детей. Беседа «Зрелищные мероприятия в детском саду» Ведущий проводит беседу, актуализирует и дополняет знания участников по теме семинара-практикума, предлагает аргументировать ответы. Вопросы для участников семинара-практикума
• Что такое зрелищное мероприятие? (Ответ-подсказка для ведущего: «демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий» – п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ.)
• Какие из педагогических мероприятий в детском саду можно отнести к зрелищным мероприятиям? (Ответ-подсказка для ведущего: праздники, квесты, спектакли, концерты, развлечения, досуги, выставки.)
• Зачем нужны зрелищные мероприятия в детском саду? (Ответ-подсказка для ведущего: дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с разными видами искусства и с традициями народов России, учатся воспринимать музыку, художественную литературу и фольклор. Также тематические мероприятия помогают развивать у них коммуникативные навыки, формировать досуговую культуру и учат заниматься творчеством.)
• Как вы думаете, какие задачи обучения, воспитания, развития дошкольников невозможно решить без праздников, концертов, развлечений, досугов? (Ответ-подсказка для ведущего: задачи нравственного воспитания, формирование у детей дисциплинированности, культуры поведения, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.)
• Какие виды информационной продукции используются при подготовке и проведении зрелищных мероприятий? (Ответ-подсказка для ведущего: сценарии, фотографии и другие иллюстрации, музыка, видео, декорации, костюмы, афиши, световое оформление.)
• Какая информационная продукция может представлять угрозу для здоровья и развития детей? (Ответ-подсказка для ведущего: без возрастной маркировки или с маркировкой 6+ и выше; с длительными сценами жестокости, насилия, агрессии, опасного для персонажей и природы поведения, которое не осуждается, оправдывается; с пугающими детей персонажами, музыкой, оформлением.)
• На что обратить внимание, чтобы оценить информационную безопасность компонентов зрелищного мероприятия: сюжета, декораций, светового оформления, цветовых решений, музыкального сопровождения, костюмов, афиш? (Ответ-подсказка для ведущего: есть ли возрастная маркировка 0+, нет ли описания безнаказанного насилия и опасного поведения, чего-то пугающего.) Ответы на вопросы есть в картах оценки информационной безопасности и в сценарии семинара-практикума Ведущий: Теперь познакомьтесь с документами, которые регламентируют ответственность за нарушение требований информационной безопасности. (Педагоги знакомятся с нормативными актами.) Затем рассмотрите подготовленные для работы материалы. Какие карты для каких компонентов зрелищных мероприятий мы можем использовать? (Педагоги изучают карты оценки, отвечают.)
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ч. 6 ст. 28, пп. 8–9 ч. 1 ст. 41)
• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
• Приказ Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
• Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019 «Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования» • Концепция информационной безопасности детей (ч. II распоряжения Правительства от 02.12.2015 № 2471-р) • Статья 6.17 и часть 2 статьи 13.21 КоАП Нормативные акты, которые регламентируют ответственность за нарушение требований информационной безопасности Ведущий: Замечательно, что вы уже понимаете, как обеспечить информационную безопасность детей, можете выделить компоненты зрелищных мероприятий, которые могут навредить здоровью и развитию дошкольников, и выбрать карты для анализа всех компонентов. 

Настало время перейти к практическому заданию. Предлагаю вам объединиться в четыре группы и познакомиться с работой эксперта по оценке информационной безопасности зрелищных мероприятий. Аналитическая часть семинара-практикума «Экспертное мнение»

Ведущий: Коллеги, каждая группа получила по одному фрагменту заключения эксперта и по четыре краткие выдержки из сценариев мероприятий, которые прошли в других детских садах. Задача для всех групп: проанализируйте материалы и определите, к какому сценарию относится экспертное заключение, которое досталось вашей группе. Приготовьтесь аргументировать свой ответ. Если впервые проводите мероприятие на тему информационной безопасности детей, организуйте беседу с педагогами еще раз в конце практикума, чтобы они систематизировали новую информацию В течение двух минут группы изучают материалы, готовятся к ответу. Затем представители от каждой группы рассказывают о результатах работы. По просьбе ведущего педагоги обосновывают свой ответ: приводят цитаты из фрагментов сценариев. Когда все команды выскажутся, ведущий предлагает сделать вывод о том, можно ли использовать предложенные сценарии для организации зрелищных мероприятий в детском саду или нет.

Мозговой штурм «Причины и последствия» Ведущий: Как вы думаете, как на детей могут повлиять мероприятия по сценариям, фрагменты которых мы проанализировали? (Педагоги с опорой на профессиональный опыт и карточки с комментариями эксперта высказывают предположения.) Чтобы лучше в этом разобраться, обратимся к карточке «Как на детей влияют опасные компоненты зрелищных мероприятий». Также нам понадобятся карты оценки информационной безопасности компонентов зрелищных мероприятий. С помощью карт оценки информационной безопасности зрелищных мероприятий педагоги каждой группы анализируют фрагмент сценария, который они выбрали во время аналитической части семинара-практикума. Участники выявляют, как на детей могут повлиять данные мероприятия, как можно избежать вредного воздействия. Затем представители групп рассказывают о результатах работы. Примеры ответов педагогов Первый педагог: Мероприятие «Блокадный хлеб» может негативно повлиять на эмоциональное состояние детей, вызвать высокую эмоциональную напряженность, сильные эмоции глубокой скорби, чувство страха, подавленное настроение.

Отдаленными последствиями может стать повышенная тревожность, утрата чувства безопасности, слишком сильный страх смерти, потери близких. Избежать негативного влияния на детей фотографий, песен, инсценировок невозможно. Второй педагог: Мероприятие «Веселый выпускной» может негативно повлиять на эмоциональное состояние детей, вселить или усилить страх перед школой, учителем, сформировать негативное отношение к школе, искаженные образы ученика и педагога. Действия учителя из сценария необходимо убрать, поведению учеников важно дать отрицательную оценку, показать позитивные поведенческие модели, которые можно придумать вместе с детьми-зрителями. Ведущий: Коллеги, предлагаю подвести итоги. Во-первых, при подготовке мероприятий необходимо выбирать формы работы с воспитанниками и компоненты зрелищных мероприятий, которые соответствуют требованиям информационной безопасности дошкольников. Пугающие фотографии, страшные костюмы и декорации, тревожные тексты стихотворений, песен и рассказов нельзя использовать в детском саду. Если это часть традиций праздника, как в случае с Хэллоуином, такие мероприятия лучше вообще не проводить.

Мероприятия для дошкольников должны демонстрировать победу добра над злом, торжество справедливости. Если персонажи будут внушать, что никому нельзя доверять, дети станут тревожными, а их психика неустойчивой Во-вторых, некоторые риски можно снять, если подать информацию правильно. Например, агрессивное поведение персонажа допустимо, если оно будет редким, другие персонажи его осудят, агрессор проявит чувство вины и стыда. Также если в сценарии есть эпизоды с агрессией, важно побеседовать с детьми о ее недопустимости, о том, что нужно искать конструктивные решения. Можно заменить музыку, костюмы и декорации на более спокойные, понятные детям. Практическая работа «Веселый праздник» Ведущий: Вы провели большую работу, освоили важные умения, научились критически смотреть на содержание, оформление и способы проведения зрелищных мероприятий для детей. Думаю, вы готовы применить свои навыки, профессиональный опыт на практике. Предлагаю каждой группе доработать сценарий мероприятия, которое мы могли бы провести в нашем детском саду с учетом ваших правок.

Ведущий раздает каждой группе по одному фрагменту сценария и просит оценить их с точки зрения норм информационной безопасности с помощью карт оценки. Ведущий: Карты оценки перед вами – воспользуйтесь ими, чтобы ничего не упустить. Кратко опишите суть нарушений, которые вы найдете. Например, если музыкальное сопровождение не будет соответствовать возрастной маркировке «0+». Затем предложите, какие изменения нужно внести в сценарий, чтобы он подходил под требования информационной безопасности. Например: исключить пошаговую демонстрацию персонажем опасных для окружающих или природы действий. Далее оцените развивающий потенциал зрелищного мероприятия. Определите, какие задачи воспитания, обучения, развития можно решить с его помощью. Примите решение, провести ли это мероприятие в нашем детском саду в этом учебном году. Педагоги работают со сценарием, который им предложил старший воспитатель – каждая группа со своим фрагментом. Затем все участники семинара-практикума обсуждают фрагменты, чтобы оценить сценарий в целом. Педагоги оценивают, насколько сценарий подходит для дошкольников.

Далее коллектив принимает решение, подходит ли сценарий под образовательные программы детского сада, программу воспитания, можно ли его включить в календарный план тематической работы по одному из направлений воспитания. Ведущий: Сегодня мы с вами выявили, что мероприятия, которые должны доставлять детям радость, обучать и воспитывать их, приобщать к культурным ценностям, могут причинить вред их здоровью и развитию. Избежать подобных проблем вам помогут знания и навыки, которые вы отработали на сегодняшнем семинаре-практикуме. Сегодня мы следовали алгоритму, по которому вы сможете разрабатывать подходящие для дошкольников зрелищные мероприятия – пусть он будет у вас (Ведущий раздает педагогам алгоритм.) Пусть праздники и развлечения будут веселыми и приносят нашим детям только пользу

• БЛОГИ наших педагогов

Наши педагоги предлагают к обсуждению интересные темы!

• ВАЖНЫЕ события

Будьте в курсе, не пропустите яркие события в детском саду!

Узнать больше

Инфо для родителей

Вы можете узнать о документах

по приему ребенка

и многое другое.

Метод копилка

Чтобы Ваш ребенок не скучал,

постоянно развивался и открыл

в себе талант.

Написать нам

 Нам будет приятно услышать

от Вас предложения и

пожелания.